К основному контенту

Наследники «непобедимой и легендарной».

(Миф о белорусской армии).

«Белая армия, черный барон
Снова готовят нам царский трон.
Но от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней!..».

Эту песню мы самозабвенно распевали на школьных уроках и праздничных концертах. В смысле популярности с ней могли соперничать лишь близкие по содержанию «По долинам и по взгорьям», да еще «Смело, товарищи, в ногу». Услышанные много позже кисельно-макаронные рулады ливерпульской четверки не шли ни в какое сравнение с этими шлягерами, в строках которых был слышен цокот копыт «лихих эскадронов». А бело-черно-красная цветовая гамма мгновенно переносила исполнителя в зарево пожаров гражданской войны.
Дело, конечно, не только в песнях, да в черно-белых кинофильмах, которые мы тогда смотрели. 50-е — начало 60-х годов, на которые пришлось мое детство и отрочество, были пропитаны духом недавней войны. И осязаемым присутствием армии, уже Советской — по названию, но все той же Красной, рабоче-крестьянской — по сути. Половина деревенских пацанов щеголяла в фуражках и пилотках своих старших братьев, демобилизованных со срочной. А те, кому досталась флотская бескозырка и тельняшка, вообще считались небожителями.
Вместе с армейскими атрибутами в сельское захолустье врывался шум большого мира с его заботами и тревогами, свершениями и победами. Как умели и могли мои сверстники подражали старшим, подспудно готовились участвовать в грядущих событиях, которые не мыслились отдельно от армии. Даже детские игры того времени часто выходили за рамки безобидных забав.
Все наши тайны надежно хранила «Барсучиха» - заросший лесом остров среди болота. Там, под корягами хранились «игрушки» - проржавевшие немецкие «шмайсеры» и русские «трехлинейки». Этого добра можно было насобирать в полузасыпанных окопах и землянках в окрестных лесах. Штыки, саперные лопатки, затворы и еще множество железяк совсем уж непонятного назначения... Все это участвовало в наших играх в «войнушку», которые часто заканчивались обыкновенной дракой - «белые» никак не желали признавать себя побежденными.
Порой кто-то приносил «штучки» поинтереснее — неразорвавшиеся мины и гранаты. Из-за отсутствия взрывателей с ними поступали просто. В центре «Барсучихи» на небольшой поляне росла кривая береза, на которую могли забраться 10 — 15 человек. Там мы отдыхали от «ратных» трудов, используя ее как качели. Под березой постоянно тлел костер, у которого грелись и обсыхали в случае дождя. В этот костер мы и бросали найденные боеприпасы.

Надо сказать, дуракам везло. За все время, помню, только одному оторвало палец. Случилось это, правда, в мое отсутствие с пацаном из соседней деревни. Его потом из-за этого и в армию не взяли.
Вот так под сенью мифа о «непобедимой и легендарной» росло мое поколение. Сегодня, сравнивая с некоторыми забавами современной молодежи, порой прихожу к неутешительным выводам. Все-таки у каждого поколения есть свой опасный «пояс астероидов», через который неизбежно нужно пройти каждому, прежде чем стать гражданином, полноценным членом общества. И «милитаризованное» взросление детей победителей 1945 года ничем не хуже «гаджето-селфизованного» становления правнуков этих победителей.
Но есть одно принципиальное различие. «Случайно иль нарочно, того не знаю точно...». Но военизированный стержень общественного воспитания молодежи 50 — 70-х годов объективно совпадал с потребностями жизни. Осуществлялась важнейшая задача государства — обеспечение безопасности граждан. В том числе ее основы — политического строя.
Остается ли актуальной эта задача сегодня — в начале 21 века? В частности, для нашей суверенной страны — Республики Беларусь. Ведь «мы, белорусы — мирные люди!..». Да и времена наступили совсем другие. По крайней мере, не худо бы оглянуться на сопоставимые по численности и ресурсам народы Европы, которые давно сориентировались в обстоятельствах и научились использовать пацифистскую модель политики в интересах большинства.
Состоявшееся недавно 100-летие Красной/ Советской/ белорусской армии показало, что вопросы эти вовсе не праздные. По формальным признакам дата 23 февраля 1918 года — первые организованные боевые действия красногвардейских отрядов, положившие начало созданию регулярной Красной армии, - автоматически унаследуется Вооруженными силами РБ. Беларусь, оказавшаяся в тот исторический период частью Российской империи, затем — буржуазной Российской республики и, наконец, политически связанной с Советской Россией, объективно разделяет все основные события-метаморфозы ее истории. И этот вывод - вовсе не только продукт формальной логики. Он скреплен кровью наших земляков на всех этапах совместной военной истории Беларуси и России.
Проблема в том, что сегодня в белорусском обществе нет единой позиции по отношению к общей военной истории двух народов. Соответственно, нет ответа на вопрос о значении 100-летия Красной армии и роли 23 февраля — Дня защитника Отечества, в частности. Что это: необходимый повод для гендерного обмена цветочно-открыточной продукцией в формате 23 февраля — 8 марта? Или все же важный признак государственности, символ суверенитета и способности государства исполнить свою важнейшую функцию — безопасность граждан?
Здесь обнаруживаются, как минимум, две взаимоисключающие позиции. Одна принадлежит представителям меньшинства политически активного класса — белорусской оппозиции. Незначительное представительство носителей этого взгляда компенсируется четкостью их концепции: никаких общих интересов со сторонниками российско-советской версии военно-исторического развития. В своей антироссийской последовательности готовы строить белорусскую воинскую традицию на любых локальных конфликтах: от феодальной усобицы «на Немизе» 1067 г. и битвы под Оршей 1514 г. до несостоявшегося проекта БНР в 1918-м. Главный изъян в том, что при всей яркости этих событий они вырываются из социально-исторического контекста. Характерно также, что среди этих «славных вех» ни разу не упоминается действительно историческая по значению Грюнвальдская битва, в которой основу легендарных «русских смоленских полков» составили мстиславльские княжеские дружины.
Другая позиция — традиционная, которой придерживаются институты белорусского государства и разделяет большинство общества. 23 февраля 1918 года — поворотное событие общей истории России и Беларуси: в сражении с наступающими войсками кайзеровской Германии под Нарвой и Псковом родилась рабоче-крестьянская Красная армия.
Беда в том, что формула эта за последнюю четверть века осталась неизменной, несмотря на фундаментальные геополитические сдвиги в Европе и мире. Это, в частности, касается Беларуси, государственность которой обрела суверенный статус. Среди прочих проблем, доставшихся Республике Беларусь на руинах перестройки, одним из важнейших оказался вопрос преемственности государственных институтов. Белорусской армии — в первую очередь. Вопрос этот на должном уровне не решен до сих пор. Образовался заметный уже невооруженным глазом идейно-политический вакуум.
Да, в конце 80 годов, когда по соросовским лекалам переписывалась отечественная история, в «лихие» 90-е, уже после разрушения СССР, было сделано немало, чтобы развенчать события 100-летней давности. Ошеломленному обывателю, чье сознание не успевало за стремительными переменами в обществе, была предложена вполне усваиваемая им духовная пища. Различные факты, «фактики» и просто исторические анекдоты вроде безоглядного бегства балтийской матросни из-под Нарвы, о захваченной «в плен» цистерне со спиртом и т. п. откровения поглощались массовым сознанием, жаждущим «правды».
Но была другая сторона этой правды, более сложная для усвоения обывательским сознанием, но более важная для понимания исторической судьбы народа. Тогда, в 1918-м произошел решительный поворот политической элиты от надежд на мировую революцию - «ни мира, ни войны, а армию распустить!» - к признанию необходимости вооруженной защиты завоеваний трудового народа. Призыв «Социалистическое Отечество в опасности!», декрет о создании РККА, отклик добровольцев, вступивших в первые красногвардейские отряды... Все это события одного ряда.

Да, оставлена Нарва, только на сутки удалось сдержать натиск немцев на Псков. Но поражение поражению рознь. «Разбитые армии хорошо учатся!». Как и победы, среди которых бывают «пирровы». Под Нарвой и Псковом у их защитников родилось ощущение собственной ответственности за судьбу общего дела. Более того, возникло новое понимание воинской чести. Взамен того, которое было утрачено в прежней армии вместе с разбежавшимися делить господскую землю крестьянами, одетыми в солдатские шинели. А также с двинувшимися в направлении «тихого» Дона «их благородиями».
Очень скоро это качество тысячекратно проявится на фронтах гражданской войны, в ее исходе. Его не истребят уродства культовых разборок и чисток межвоенной поры. Проверкой надежности этого явления, ключевого для боеспособности Красной армии, была Великая Отечественная война. Оборона Брестской крепости, защита Днепровского рубежа в Могилеве, размах партизанского и подпольного движения в оккупированной фашистами Беларуси... Эти и другие страницы, из которых сложилась судьба войны невозможно объяснить без учета феномена, родившегося в феврале 1918 года.
Нынешняя белорусская армия — естественная наследница РККА/ Советской армии. Но этот огромный духовный ресурс обеспечения боеспособности белорусской армии не реализуется автоматически. Он не передается генетически, но требует постоянной целенаправленной заботы со стороны государства. И речь здесь не о вооружении или материально-техническом снабжении армии, при всей важности соответствующих задач.
Суть проблемы можно пояснить, сравнив два аспекта безопасности государства: внутренняя, которую обеспечивают милиция и другие правоохранительные органы, и внешняя, которая является сферой ответственности вооруженных сил. Проблемы внутренней безопасности находятся в центре внимания государства. Это — условие его стабильности. С одной стороны, объекты внимания правоохранительных органов, потенциальные носители угрозы общественному порядку всегда рядом, внутри самого общества. Начиная с нарушителей правил дорожного движения.
С другой стороны, их активизация означает непосредственную угрозу функционированию самого государства. Не случайно, например, что уже 4 марта 1917 года вслед за свержением самодержавия возникла в Минске народная милиция, которую возглавил М. В. Фрунзе. 100-летний юбилей этого события, ставшего фактически началом нового этапа белорусской государственности, вполне конструктивно был встречен всеми слоями белорусского общества. (См. текст в этом блоге «Беларуси — 100 лет!»).
Объект внешней безопасности не столь очевиден и постоянен, как во внутренней сфере. Это не условные «студенты, сицилисты и масоны», выражаясь словами классика. Потенциальный внешний противник — продукт политической конъюнктуры. То есть складывающейся геополитической ситуации и внешнеполитической деятельности самого государства, правительства. В современных условиях происходит существенная деформация глобальных процессов, союзнических структур и обязательств, других факторов.
Проблема, однако, в том, что вооруженные силы как субъект внешней безопасности не могут «колебаться вслед за линией партии». Главным условием укрепления их боеспособности и ориентиром развития является сам факт того, что основой современного мирового процесса продолжает оставаться его государствоцентрическая модель. То есть национальная безопасность, в том числе внешняя, по-прежнему находится во главе угла общественного устройства. Это означает, что основной ресурс развития национальных государств — сохранение их обороноспособности. В свою очередь, источник укрепления обороноспособности находится не вне, а внутри вооруженных сил. Это их постоянная функциональность: дисциплина, боеготовность, профессиональная выучка и прочее, что вытекает из национальной военной истории и опирается на традиции армии.
Есть опасение, что значение этого аспекта национальной безопасности недооценивается государством. Одно из возможных объяснений заключается в том, что прежде проблема решалась во-многом «самотеком». Практически на долю каждого поколения приходилась война, последствия которой общество долго залечивало и помнило. Картинки детства, приведенные в начале текста, лишь иллюстрация такого процесса.
Сегодня, как принято говорить, «тренд» изменился. Еще в советское время его прекрасно выразил земляк-могилевчанин Игорь Шкляревский: «Швейцарцы ищут старину,/ А переводчик, виновато,/ Спиною к зареву заката,/ Молчит: забыли про войну!..». Продолжая этот образный ряд, можно сказать, что за последние десятилетия выросли поколения «внутренних швейцарцев». В общем, сожалеть об этом не приходится. Но эта ситуация предъявляет новые требования к государственным институтам, которые пока не готовы с ними считаться.
Нашумевшее недавнее происшествие в учебном центре в Печах с гибелью солдата — лишь одно измерение большой общественной проблемы. Невнятный статус прошедшего 100-летия Вооруженных сил Республики Беларусь — другой ее индикатор. Суть проблемы — в сохранении и укреплении чести и достоинства воинской службы, рожденных век назад, закаленных в горниле войн и вооруженных конфликтов. Корни проблемы — в школьном и семейном воспитании, в престиже воинской службы, в отношении общества и государства к функции защитника Родины.
Армия не должна напоминать «чемодан без ручки», который нести неудобно, а бросить жалко. Ей следует вернуть неофициальный статус школы жизни. В этом, как и раньше, ориентиром могут служить слова Андрея Платонова: «Невоевавший (не служивший в армии — В. В.) мужик все равно, что нерожавшая баба». Проблему «нерожавших баб» государство вполне успешно решает в рамках демографической политики. Обязано справиться и с другой частью платоновской максимы.
Разумеется, речь не идет ни об увеличении сроков воинской службы, ни о численности армии. Выражение «честь имею» должно стать опознавательным знаком белорусской армии и образцом для подражания молодежи. Существует много возможностей для реализации этого императива. Его символический образ — в словах еще одной песни нашей молодости — легендарной «Каховки»: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд/ Стоит на запасном пути!..».
Прошедшее 100-летие Вооруженных сил РБ выявило настораживающую тенденцию. В разной степени, в разной форме и государство, и политическая оппозиция избыточно болезненно отреагировали на внешние оценки происходящего в стране. По сути, действовали по одному сценарию. Его сюжет — известная восточная притча про старика и внука, которые путешествовали верхом на осле. Боязнь показаться смешными и стремление угодить посторонним досужим языкам кончилось тем, что глупый старик взвалил себе на спину и осла, и внука... И доставил еще большее удовольствие досужим языкам.
Почему так поступает оппозиция, в общем, понятно. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Но отдает ли себе ясный отчет государство в том, какой должна быть национальная армия, пользующаяся поддержкой общества?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Когда уже вы начнете нас есть?

Время лице(лихо)деев. Когда дипломатия отдыхает. Прежде, чем отвечать на такой вопрос, следует обосновать правомерность вообще его задавать. Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, где между ее участниками могут возникнуть отношения, в которых подобный вопрос был бы уместен. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить о Карибском кризисе, о котором часто упоминалось минувшей осенью по поводу 60-летия события. В том числе и по той причине, что комментаторы усмотрели в нынешнем конфликте вокруг Украины немало признаков, общих с кризисом отношений между США и СССР вокруг Кубы в 1962 году. В первую очередь , по степени опасности возникновения третьей мировой войны, которую они в себе несут. Как известно, Карибский кризис в его острой фазе продолжался 13 дней, с 18 по 30 октября 1962 года. А его кульминация пришлась на 27 октября, когда лишь считанные часы отделяли человечество от его обрушения в пучину ядерной войны. Ключевым моментом этой ситуации стала встреча советского по