К основному контенту

«Тунеядцы», или Удар в солнечное сплетение.

Речь пойдет о Декрете №3 «О социальных иждивенцах» и о его значении для самочувствия белорусского общества. Хотя люди, причастные к исполнению этого документа и его информационному обеспечению, всячески открещиваются от слова «тунеядцы», он именно о них. Воздействие Декрета на общество, судя по первой реакции, по силе и тяжести вполне сравнимо с ударом в солнечное сплетение. Но за этой констатацией кроются неочевидные, но более интересные вопросы: кто принял на себя этот удар; кто его нанес; каковы его возможные долговременные последствия? При всем разнообразии мнений и оценок в публичном пространстве ответы на эти вопросы пока не прозвучали.
Впервые со словом «тунеядец» довелось познакомиться более полувека назад в начале 60-х годов прошлого столетия. На закате хрущевской «оттепели» советский режим озаботился моральным обликом населения столиц и крупных промышленных центров. В результате определенный контингент их обитателей был организованно отправлен на перевоспитание в трудовые коллективы в сельской глубинке.

Тогда-то в нашем полесском леспромхозе (между прочим, в ту пору крупнейшем в БССР) и появились несколько десятков человек, которых и называли «тунеядцами». Впечатление, которое они произвели, особенно на сельскую детвору, можно было сравнить лишь с полетом человека в космос. Курящие женщины, крашеные волосы, лакированные ногти... Одежда, которая явно выдавала в них « инопланетян». Если раньше с татуировками мы были знакомы лишь по звездам и якорям, с которыми приходили со срочной службы «дембеля», то теперь довелось познакомиться с более живописными сюжетами. Еще непривычнее была их речь с характерными жаргонными словечками, часто непонятными для нас.
Мужчин больше отправляли на работу на делянки, поэтому о них в памяти мало что осталось. А женщины нередко в поселке были заняты на подсобных работах, на уборке, поэтому наши пути пересекались чаще. Еще больше новостей о «тунеядцах» приходило из рабочего общежития, где они обитали. В соседнем корпусе жили наши одноклассники из соседних деревень и дальних лесопунктов. Окончив там базовые семилетки, они продолжали образование в нашей средней школе и много чего рассказывали о своих беспокойных соседях. «Опять была пьянка... Кого-то порезали... Милиция приезжала... Вчера одного в карты проиграли...» После таких сообщений детское воображение рисовало картины невероятные: как это, человека проиграли! И что с ним потом будут делать?

Исчезли эти «добровольно-обязательные» труженики так-же внезапно, как и появились. То ли уже перевоспитались, то ли начальники просто избавились от них, выдав благополучные характеристики. Но можно точно сказать, что ударников пятилетки из них не вышло.
Сегодняшние «тунеядцы» в массе своей совсем другие люди. Прежде всего, они очень разные. Далеко не всегда асоциальные, как их предтечи хрущевских времен, когда казалось, что до коммунизма — рукой подать. Осталось только справиться с этими «переродившимися отщепенцами». Почему же общественное мнение устойчиво закрепило «классово-обидное» название почти за полумиллионом сограждан, которым налоговая служба разослала «письма счастья»?
Поиск ответа продолжим в следующем материале.

Владимир Верин.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Туровский мост

В одну сторону. Фото с сайта onliner.by Вокруг Туровского моста сейчас много «художественного свиста» со стороны чиновников и околочиновничьей прессы. Особое восхищение вызывают заявления о том, что «ситуация под контролем». Она, что, и создавалась под вашим чутким руководством? Позвольте мне рассказать о том, что же происходило под этим контролем. Туровщина — моя малая Родина. На Припяти и ее старицах прошло мое детство. Если у отчего дома залезть на дерево повыше, то в ясную погоду можно увидеть тетиву моста. Правда, сейчас она опасно натянулась. Река, ее многочисленные притоки — Стырь, Случь, Птичь, Ствига, Лань, Горынь и другие всегда были источником жизни для населения края. Вдоль них протянулись линии человеческих судеб. Нынешняя авария Туровского моста наглядно показывает: то, что было главной артерией жизни, превратилось в препятствие, пересекло судьбы людей. Как и почему это произошло? Тот, кто помнит эти места хотя бы еще в 50 — 60-е годы прошлого стол

Пра родную мову.

21 лютага – Дзень роднай мовы. Добрая нагода для кожнага задумацца: якая яна, мая родная мова? Што яна для мяне? І што я для яе? Пытанне складанае. Але раней ці пазней трэба вызначацца. «Раней» -- ужо спазніўся. Застаецца «пазней» -- усё ж лепш, чым ніколі.  Руская альбо беларуская? «Наркомаўка» альбо «трасянка»? Тут, як звычайна, лепш відаць збоку. Калі ж спасылацца на ўласнае адчуванне, дык ні тая, ні іншая. Чаму? Таму, што само пытанне некарэктнае. Яно празмерна палітызаванае і адлюстравана ў чорна-белым спектры. Альбо – альбо, «хто не з намі, той супраць нас», і г. д. Калі мне прапануюць вызначыцца менавіта ў такім дыяпазоне, я без хістанняў адказваю: родная – руская. І ў той жа час мая радзіма – Беларусь. І сам я беларус, нягледзячы на запіс у пашпарце. І што ж атрымліваецца ў выніку? Нейкая бессэнсоўнасць? Не! У выніку – рэчаіснасць, якая заўсёды багацейшая за палітызаваныя схемы. Таму што пытанне аб роднай мове – перш за ўсё маральнае, культурна-этнаграфічнае, гіста

Календарь. Ходит НАТО...

Празднование 70-летия образования Северо-Атлантического блока (НАТО), состоявшееся недавно в Лондоне, вызывает много вопросов. В том числе в Беларуси, которая оказалась передним краем противостояния этой организации. А наши западные соседи — Польша, прибалтийские страны — в числе основных застрельщиков легенды о «жупеле» военной угрозы с Востока. В 60 — 70-е годы прошлого века редкий номер главной партийной газеты СССР - «Правды» -  обходился без карикатуры художников под творческим псевдонимом Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов). Обычно они сопровождались стихами, автора которых уже не припомню. Один из рисунков, относившийся, как помнится, к началу 70-х годов, изображал пузатого натовского генерала с охапкой оружия, который с трудом балансировал на веревке, натянутой между боеголовками межконтинентальных ракет. Поясняющий текст гласил: Ходит НАТО по канату, Хочет НАТО страх нагнать. Эти трюки могут НАТО В результате доконать.  «Лондонские страдания», которые, судя по